понедельник, 29 сентября 2014 г.

Рекомендации: как написать исторический портрет

C 2012 г. в ЕГЭ по истории есть такое задание, как написание исторического сочинения в форме портрета исторического деятеля( 40 задание в ЕГЭ-2015 года). Данный вопрос, отнесенный высокому уровню сложности, позволит получить 6 баллов. Возможно ли набрать 6 баллов из 6? Что нужно для этого? Как выполнить это задание? Данная статья  это обобщение того огромного объема информации по характеристике исторического деятели и личных умозаключений, сделанных в процессе подготовки выпускников предыдущих  лет.
Итак, напомню, что из себя  представляет данное задание:
40. Ниже названы четыре исторических  деятеля различных эпох. Выберите из  них одного  и выполните задание.
1) Дмитрий Донской  2) М.М.Сперанский      3) Уинстон Черчилль    4) Н.С.Хрущев
Укажите время жизни исторического деятеля(с точностью до десятилетия или части века)
Укажите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна отражать основные факты, относящиеся  к этим направлениям.
Приведите результаты его деятельности по каждому из указанных Вами направлений

При оценивании:
1 балл – вы получите,  если верно укажите время жизни исторического деятеля или время его правления
3 балла  - за правильно названные и охарактеризованные  не менее двух направлений деятельности
2 балла – за приведенные безошибочно два результата деятельности по двум указанным направлениям
Может быть на первый взгляд это и кажется сложно, в реальности все достижимо. Более того у вас есть возможность подготовиться  к этому заданию заранее. Для этого вам необходимо подготовить, написать характеристики на известных исторических деятелей. Много же их, как все успеть, да еще запомнить и не спутать  факты биографий? Для облегчения  поставленной задачи, давайте определимся кто включен в этот  список исторических деятелей: 1)  правители и руководители нашей страны: князья, цари, императоры, секретари и генеральные секретари партии, президенты   2) государственные деятели 3) деятели культуры   4) зарубежные исторические деятели. Из четырех представленных на ваш выбор персон, все  - из разных эпох древности, средневековья, нового  и новейшего времени и ваша задача выбрать одну кандидатуру и охарактеризовать ее по указанным критериям.  Проще всего, на мой взгляд, составить исторические портреты  на всех правителей и руководителей нашей страны от Рюрика до Путина и быть уверенным  в том, что  один из них будет предложенным вам на ЕГЭ.
А теперь остановимся на самом  алгоритме написания данного задания:
1)  На ЕГЭ Выберите из предложенных вариантов персону о которой вы знаете и можете написать достаточно полно и грамотно( без фактических ошибок), а при подготовке к ЕГЭ начните с  самых первых князей и дальше по списку пишем на всех характеристики и изучаем эпоху их жизни и деятельности
2)  Выбрали кандидатуру и   логично, начинаем с того, что пишем кто он, когда жил, когда правил( какие посты занимал, если характеризуем  государственного деятеля)? ( то есть  выполняем тем самым  условия  первого критерия  оценивания: указываем  время жизни этого исторического деятеля(с точностью до десятилетия или части века) )
Например: Николай I – император России, правивший с 1825 по 1855 гг.
Олег Вещий — великий князь Киевский, правил в Новгороде с 879 года, в Киеве с 882 по 912 годы
3)      Указать основные направления деятельности правителя. Если проще, то что он делает? Он правит, он проводит собственную  политику,  борется за власть, он расширяет территорию своего государства,  то есть делим политику на внутреннюю( мероприятия, изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере) и внешнюю. Именно это — классические направления деятельности для российского монарха. Их можно принять за своеобразные «клише» для задания.
Однако, такая схема — направления внутренняя и внешняя политика — применимы к правителям, о которых история не дает нам много фактов, чья деятельность не длительна и не слишком насыщенна. Это, например, большинство правителей Киевской Руси, периода Возвышения Москвы, Петр III и Павел I. Представьте, если такими направлениями Вы обозначите деятельность Александра II или Петра I? Сколько Вам придется написать результатов деятельности. Поэтому для них более конкретнее выделяем направления деятельности.
Но если вы не забыли характеристика направления требует не просто указать, что хотел сделать правитель, а для чего и каким образом ( привести конкретные цели и факты преобразования по каждому из направлений)?
НО:  Не спутайте  факты с направлениями! Например, «учреждение Государственного совета», «дарование конституции Царству Польскому» не могут бытьназваны в качестве направлений деятельности Александра I. Это только ФАКТЫ, с помощью  которых можно охарактеризовать такое направление деятельности как «проведение реформ государственного  управления»
4)  Указать результаты деятельности по выбранным и охарактеризованным вами направлениям. То есть написать какой стала Россия в ходе проведенных преобразований. Чего добился правитель? И как его деятельность  в указанных направлениях была оценена  современными и потомками

Разбор данного задания с примером  в следующем  сообщении

А ваша задача попробовать самостоятельно  написать исторический портрет на любого правителя нашей страны.

1 комментарий:

  1. Очень полезный материал не только для учащихся, но и для родителей, помогающих своим детям при выполнении домашних заданий!

    ОтветитьУдалить