Итак, продолжаем изучать культуру России.
Данный материал составлен с использованием следующих источников: "История
России" В.В. Барабанов, И.М.Николаев, Б.Г.Рожков стр. 554-555, Р. В. Пазина “История
развития Российской культуры”, Н.И.Крамаров " История.Большой справочник для подготовки к ЕГЭ".
1)
Постепенное
преодоление культурной разобщенности
русских земель и возрождение
единой русской культуры
2)
Создание
централизованного государства
3)
Расширение
культурных контактов России с другими странами
В русской литературе XIV века большое место занимала
тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского
цикла “Задонщина” Сафоний Рязанский, “Сказание о Мамаевом побоище”.
Во
второй половине XV в. появляется жанр хождений
(описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях
тверского купца Афанасия Никитина “Хождение
за три моря”
Сохранялись
и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный
свод, а составленный в 1442 г .
“Хронограф” включает описание всемирной истории.
В
первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа
образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это
собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений,
сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую
связанных с православной традицией.
Выдающийся памятник литературы XVI в. - “Домострой» протопопа Сильвестра. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.
Выдающийся памятник литературы XVI в. - “Домострой» протопопа Сильвестра. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.
Важным
событием стало появление книгопечатания.
Оно связано с именами Ивана Федорова и
Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564).
Общественно-политическая
мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в
которых авторы размышляют о судьбе России. В “Сказании о князьях Владимирских”
подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от
византийских императоров. Псковский монах
Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва - это “Третий Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит, а
четвертому не быти”, - утверждал он.
Свидетельством
обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и
Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого
государства, о власти.
Интересна по содержанию переписка царя Ивана
Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях
централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею
холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так
формулировал основной принцип деспотизма: “А жаловати есмя своих холопей
вольны, а и казнити вольны же”. Курбский представлял себе царскую власть иначе
- царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не
может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий