воскресенье, 11 января 2015 г.

Культура XIV-XVI веков. Литература

Итак, продолжаем изучать культуру России. 
Данный  материал составлен с использованием  следующих источников: "История России" В.В. Барабанов, И.М.Николаев, Б.Г.Рожков стр. 554-555, Р. В. Пазина “История развития Российской культуры”, Н.И.Крамаров " История.Большой справочник для подготовки к ЕГЭ".

Особенностью развития культуры XIV-XVI вв стало:
1)   Постепенное преодоление культурной разобщенности  русских земель и возрождение  единой русской культуры
2)   Создание централизованного  государства
3)   Расширение культурных контактов России с другими странами

 Литература.
 В русской литературе XIV века большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла “Задонщина” Сафоний Рязанский, “Сказание о Мамаевом побоище”.

Во второй половине XV в. появляется жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина “Хождение за три моря”
Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.  
В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.
  Выдающийся памятник литературы XVI в. - “Домострой» протопопа Сильвестра. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.
Важным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564)
  
Общественно-политическая мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В “Сказании о князьях Владимирских” подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва - это “Третий Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”, - утверждал он.
  
Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.
 Интересна по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: “А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же”. Курбский представлял себе царскую власть иначе - царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий